Как помочь ребёнку преодолеть робость
Хорошо известно, чтообщительный ребенок пользуется намного большей популярностью у сверстников иимеет больше шансов на успешную карьеру и гармоничные отношения в его будущейсемье.
Исследования показывают, что кзастенчивости есть генетическая предрасположенность, выражающаяся в видеизбегания ребенком всего нового, в частности, - избегания новых контактов. Однако, существует еще один мощный фактор.
Робкий ребенок избегает контактов,потому что у него нет успешного опыта общения с малознакомыми ему людьми. Атакой опыт невозможен без владения ребенком некоторыми базовыми навыкамиобщения.
Задача родителей – научить его этимнавыкам. Некоторые дети учатся навыкам общения налету, другим нужна небольшаятренировка. Это не сложно, так как проблема страха общения в значительнойстепени решается умением ребенка уверенно применять всего 3-4 фразы.
1. Научите его знакомиться
Умение знакомиться – уже полдела. Многиедети боятся подойти и познакомиться просто потому, что не знают что сказать. Порепетируйте:сначала вы играете роль ребенка, а он – того мальчика на площадке. «Тыподходишь и говоришь: «Привет, меня зовут Ваня, а тебя?»» Вот и все. «Теперь я– тот мальчик, а ты – подходи и знакомься со мной, говори «Привет, меня зовутВаня, а тебя?».
Если ребенок повторил за вами,отпразднуйте это, как минимум, захлопайте в ладоши и похвалите. Если он непроявляет желания поиграть с вами в эту игру, предложите ему другую – разыграйтеэту сценку между его любимыми куклами (машинками, динозаврами и пр.).
Кроме этого, научите ребенка, когда онпроизносит заветную фразу смотреть в глаза, улыбаться (очень важно!) и, длядетей постарше, протягивать руку.
2. Научите его присоединяться к группе
Многие дети с интересом наблюдают загруппой сверстников, увлеченно играющих неподалеку, но не решаются подойти и присоединиться.Научите его как это сделать.
Дети обожают инициативных и гибких.Первое качество проявляется в речи фразой «А давайте…», а второе - «Ну,хорошо…»
Точно также как и репетицию знакомства,проигрывайте эти две фразы в разных вариациях между собой или с игрушками. Аглавное, сами проявляйте инициативность и гибкость в жизни, - помните о силеличного примера.
3. Научите его интересоваться и задаватьвопросы
Умение слушать, особенно активнослушать, - самый редкий и самый мощный из всех навыков общения. Развитие этогонавыка – несомненно одна из главных задач воспитания детей. Активно слушать –означает проявлять интерес к словам говорящего и задавать уточняющие вопросы.
Выберите 2-3 темы, которые интересуютвсех детей, например, «увлечения», «друзья», «что ты больше всего любишь»,«музыка» и т.д. Разучите с ребенком 2-х шаговую технику по каждой теме: первыйшаг – проявление интереса по одной из тем, второй – уточняющий вопрос.
Продемонстрировать свой интерес можноодним вопросом: «Скажи, во что ты любишь играть?», «У тебя есть друзья?»,«Какая группа тебе больше всего нравится?». Уточняющий вопрос зависит отответа.
Помогите ребенку освоить по одной фразе по каждой теме, и прорепетировать с нимнесколько вариантов уточняющих вопросов, чтобы он понял сам принцип уточнения(привязка к ответу на первый вопрос). Методы те же: роли и личный пример.
Главное – покажите ребенку, как слушать,не перебивая. Выражайте бурную радость по поводу каждого, пусть малого,продвижения вперед.
4. Научите хвалить собеседника
Еще пара полезных фраз и ребенок будетудивлен неожиданным вниманием и доброжелательностью к себе со сторонысверстников (и, наверняка, восхищением со стороны взрослых).
Эти фразы, как по волшебству, меняютотношения людей к человеку их произносящему. Они просты, но обладают огромнымпо силе потенциалом влияния на собеседника. Вот они: «У тебя это здоровополучается!», «Отличный выбор!», «Как тебе это удалось?!» и тому подобные.
Используйте их сами и учите ребенка. Результат вас удивит.
5. Поощряйте смелость
Не забывайте, что на более глубокомуровне (в отличие от полезных фраз) основное противоядие застенчивости (имногим другим дезадаптивным моделям поведения) – смелость.
Поощряйте разумный риск и подталкивайтек нему ребенка во всем и всегда, когда это только возможно. Особенно, когдаребенок делает что-то в первый раз. Без такого опыта гармоничное развитиеребенка невозможно.
Девиз смелости и решительности «Давайпопробуем!» Говорите эту фразу (и поступайте соответственно), и она глубокозасядет в подсознание ребенка, обеспечивая ему жизненные силы и энергию длярешения любой жизненной задачи.
Смелое поведение довольно легкозакрепляется, так как ощущение риска сопровождается возбуждением, делающим мозгребенка восприимчивым, и ваша похвала и радость успеха быстро и прочнофиксирует опыт как правильный.
Предлагаем 2 упражнения:
· Выберите тринаиболее полезных для вашего ребенка фразы и отрепетируйте их в ролевой игре,как описано выше. Применяйте их в собственной речи, чтобы ребенок слышал их отвас и мог копировать.
Тренируйтесь во дворе, в гостях, везде, где естьвозможность. Поддержите ребенка перед «большим самостоятельным плаванием»,повторите фразы (генеральная репетиция), сами стойте поодаль и знакамиподбадривайте и показывайте свое восхищение его успехом. Ваша рольвнимательного и доброго тренера непременно принесет свои плоды.