Приветствую Вас, Гость

Вряд ли найдутся родители, которые не хотят, чтобы их ребенок был самостоятельным. И мало кто будет спорить, что воспитывать самостоятельность необходимо с раннего детства. Однако часто мы, взрослые, наоборот ограничиваем действия ребенка, мешаем ему проявлять инициативу, закреплять умения и навыки.

Как угасает желание самостоятельности

«Я сам!» Начиная примерно с 2,5 лет, дети повторяют эту фразу раз по 50 в день. И успевают порядком надоесть своим родителям, зачастую вызывая в них недовольство и раздражение. Еще бы: маленький ребенок не может заглатывать и пережевывать пищу со скоростью кухонного комбайна (еще и не пролив ни одной капли), не умеет быстро и правильно одеваться (из-за этого сборы на прогулку растягиваются минимум на полчаса). А еще приходится поднимать ребеночка, чтобы он сам вызвал лифт и нажал кнопку нужного этажа, сам открыл дверь в подъезд. Это же никакие нервы не выдержат!

Проще не давать ребенку ложку, а быстро и аккуратно покормить его, вымыть ему руки, почистить зубы, одеть, обуть... Но ведь рано или поздно родительская энергия истощится, а ребенок, как выяснится в один прекрасный момент, ничего самостоятельно делать не умеет и, главное, не хочет. И что в итоге? Инфантильный ребенок-корольи замотанная мама-прислуга. Разве этого вы хотите?

Умываемся, одеваемся, собираемся!

Особенно остро вопрос о детской самостоятельности встает при поступлении в детский сад (обычно в 3—4 года). Понятно, что рано или поздно дети все равно научатся сами одеваться, умываться и т. д., но лучше, чтобы к детскому саду ребенок уже имел некоторые навыки самообслуживания.

Как помочь малышу. Главное — не переусердствовать с воспитательным процессом. Например, малыш трех лет уже может сам раздеться, а вот одевание пока дается ему с трудом. Не требуйте, чтобы он застегивал пуговицы, доводя ребенка до слез: он обязательно научится, только позже. Если ребенок просит помочь ему одеться (застегнуть «молнию», кнопки, завязать шнурки на ботинках), — конечно, помогите, а не настаивайте, чтобы он полностью оделся сам.

Не подавляйте инициативу ребенка, когда он захочет что-тосделать сам. И не ждите, что плоды его усилий окажутся безупречными — для того чтобы навыки сформировались и закрепились, нужно время. Наберитесь терпения: если ребенок застегнул куртку криво или надел штаны задом наперед, набрызгал воду в ванной, измазал раковину зубной пастой, не стоит награждать его эпитетами «безрукий» и «бестолковый» — это только подорвет его веру в себя. Лучше отметить те моменты, которые ему удались: зубы стали чище, прическа радует глаз (ничего, что сзади вихры — это легко поправить), брючки и носки сидят аккуратно. Ваш ребенок гордится тем, что он делаетчто-то сам, и вы оправдаете его ожидания, если отметите успехи.

Обратите внимание и на то, на какой высоте закреплена вешалка для одежды ребенка в коридоре, а также вешалка для его полотенца в ванной. Удобно ли малышу дотягиваться до раковины, или лучше подставить ему небольшую скамеечку? Старайтесь покупать ребенку удобную и практичную одежду, которую он может надеть в садике и дома без посторонней помощи (или практически без нее).

Пятилетней Даше мама купила ботиночки на шнурках и не уделила достаточно времени тому, чтобы научить ребенка их завязывать. Воспитательница же в детском саду из принципа не брала девочку на прогулку, пока она сама не завяжет шнурки. Даша плакала, переживала из-заобуви, пыталась выбросить и порвать шнурки. В конце концов, мама научила ее справляться со шнурками, и проблема разрешилась. Но никаких неприятностей и стрессов не возникло бы, если бы мама помогла дочке овладеть этим умением. Или купила бы обувь без шнурков.

Поощряйте творчество ребенка!

В любом маленьком ребенке живет изобретатель, исследователь, первооткрыватель. Малыш стремится узнать как можно больше, сделать как можно лучше и не всегда использует предметы по их «назначению». Эти качества сохраняются далеко не у всех взрослых (и даже к школьному возрасту у многих эта потребность начинает ослабевать и вскоре исчезает). Редкие счастливчики, сумевшие сохранить такой настрой на всю жизнь, учатся с интересом, умеют ставить перед собой цели и достигать их. Почему одни дети становятся творческими, «креативными», а другие — пассивными и апатичными?

Васе 2,5 года. Он хочет изучить красивую стеклянную вазу, стоящую на столе у бабушки, протягивает к ней руку. «Не тронь! Разобьешь! И вообще, куда ты полез?» — мама и бабушка возмущены до предела. Ребенок пугается, спрыгивает со стула, прячется.

Трехлетняя Маша нарисовала на двери своей комнаты картину: Буратино скачет верхом на бульдоге. Подобные «произведения искусства» были созданы и на паркетном полу. В результате мама долго и громко кричала, а папа отшлепал Машу прыгалками.

Толя, которому едва исполнилось 3 года, разобрал две свои машинки и пытается с помощью игрушечных инструментов собрать из них одну, но о-о-очень большую. По его замыслу, она должна также одновременно выполнять функции самосвала, бетономешалки и пассажирского автобуса. Мама в ужасе, что ребенок «сломал» две дорогие игрушки, и Толя отправляется в угол.
 

В этих распространенных жизненных ситуациях видно, как взрослые ограничивают активность, самостоятельность решений ребенка. Если похожие примеры повторяются изо дня в день, ребенок начинает бояться порицаний со стороны взрослых, становится зажатым, пассивным, зависимым от мнения других людей.

Не ругайте ребенка, который захотел вымыть пол и случайно разлил воду, нарисовал на обоях ваш портрет или порезал шторы в комнате, потому что «так красивее». Ведь дети наблюдают за вами каждый день, и им тоже хочется попробовать что-то сделать самостоятельно,«по-взрослому». Лучше подумайте о том, как помочь им выразить себя. А заодно и нейтрализовать неприятные последствия. Создайте им условия для творчества: повесьте на стену большую доску, на которой можно рисовать маркерами, или листы ватмана. Выделите ребенку большой стол для лепки и рисования, и пусть это будеттолько его стол: не контролируйте постоянно, чтопроисходит там в процессе творчества. Вовлекайте непоседу и в хозяйственную деятельность по дому (при этом не забывайте присматривать за ним, чтобы избежать нежелательных последствий). Трехлетка будет рад вымыть пол в своей комнате, если увидит, что вы не ругаетесь, когда он расплескал слишком много воды, а хвалите его за помощь. Предложите детям помочь вам в саду, продумать дизайн клумбы, самим посадить цветы (это же можно сделать и дома, пересаживая растения). Лучше, если в процессе совместного труда вы попутно объясняете ребенку что, как и зачем вы делаете, помогаете ему, если он действительно нуждается в помощи (например, не может поднять что-то тяжелое), обсуждаете ваше общее дело. Проявите немного терпения, дайте ребенку возможность проявить самостоятельность во «взрослых» делах, и результаты вас приятно удивят.