Приветствую Вас, Гость

Упражнения для развития внимания

Предлагаемые задания можно использовать в качестве развивающих упражнений для занятий с детьми. В зависимости от того, справляется ребенок или нет с каким-либо типом заданий, надо подбирать ему упражнения подобного типа для развивающих занятий.

Задания должны быть яркими, красочными, а занятия по тренировке внимания желательно проводить в игровой форме и не дольше, чем 15 минут в день.


РАЗВИТИЕ КОНЦЕНТРАЦИИВНИМАНИЯ

Корректурные задания

Ребенку предлагают находить ивычеркивать опреде­ленные буквы в печатном тексте. Это основной тип уп­ражнений,в которых ребенок имеет возможность почув­ствовать, что значит «бытьвнимательным» и развивать состояние внутреннего сосредоточения.

Выполнение корректурныхзаданий способствует раз­витию концентрации внимания и самоконтроля при вы­полнениишкольниками письменных работ.

Для их проведения потребуютсялюбые печатные тек­сты (старые ненужные книги, газеты и др.), карандаши иручки. Для детей 6-11 лет желательно использовать тек­сты с крупным шрифтом.

Корректурные упражнениядолжны проводиться ежед­невно по 5 мин (минимум 5 раз в неделю) в течение 2-4месяцев. Занятие может быть индивидуальным или груп­повым.

Инструкция. В течение 5 минутнужно найти и зачеркнуть все встретившиеся буквы «А» (можно указать любуюбукву): и малень­кие, и заглавные, и в названии текста, и в фамилии автора.

По мере овладения игрой правила усложняются: меня­ютсяотыскиваемые буквы, по-разному зачеркиваются и др.; одновременно отыскиваютсядве буквы, одна зачер­кивается, вторая подчеркивается; на одной строке буквыобводятся кружочком, на второй отмечаются галочкой и т.п. Все вносимыеизменения отражаются в инструкции, даваемой в начале занятия.

По итогам работы подсчитывается число пропусков инеправильно зачеркнутых букв. Показатель нормальной концентрации внимания – 4 именьше пропусков. Больше 4-х пропусков – слабая концентрация.

Задание рекомендуется проводить в форме игры,придерживаясь следующих правил:

1. Игра проводится в доброжелательнойатмосфере. Детей можно дополнительно заинтересовать этими занятиями, предложивим тренироваться быть вни­мательными еще и для того, чтобы стать хорошими шо­ферами,летчиками, врачами (предварительно выяснив, кем они хотят быть).

2. Проигрыш не долженвызывать чувства неудоволь­ствия, поэтому можно ввести веселые «штрафы»:столько раз промяукать, сколько сделал ошибок, прокукарекать, проскакать наодной ножке и т.п.

3. Норма разрешаемыхпропусков на каждом занятии должна меняться и приблизительно рав­няться томуреальному количеству пропусков, которые делает ребенок.

4. Время проведения занятияни в коем случае не дол­жно превышать 5 минут.

5. Объем просмотренноготекста не имеет значения и может быть разным у разных детей: от 3-4 предложенийдо нескольких абзацев или страниц.

Практика работы с этимзаданием показывает, что после первых 3-4 недель занятий наблюдается сокраще­ниеошибок в письменных заданиях в 2-3 раза. Для зак­репления навыков самоконтролянеобходимо продолжать занятия в течение 2-4 месяцев. Если после 4 месяцев заня­тийулучшений не наступает, их нужно прекратить и об­ратиться за помощью клогопеду.

При работе с детьми 6-8 леточень важно соблюдать еще одно условие: каждое занятие начинать с новогодоговора о возможном количестве ошибок. Необходимо исходить из реальнодопущенного количества ошибок, с тем, чтобы у ребенка не возникало чувствабезнадежности, невозмож­ности достичь нужного результата.

Для того чтобы развивающийэффект игры был более заметен при выполнении ребенком письменных учебныхзаданий, необходимо одновременно с введением игры из­менить установку ребенкана чтение учебника по русско­му языку. Это может быть достигнуто сравнительнымпояснением того, как слова читаются и как они пишутся. Следует объяснить детям,что в учебнике русского языка все слова, написанные в упражнении, надо читатьвслух так, как они написаны, называя непроизносимые буквы, знаки препинания ит.д.

При проверке выполненногоребенком письменного за­дания нужно подчеркнуть, что читать написан­ное нужновслух и так, как будто это написал «другой мальчик или девочка, и ты не знаешь,о чем здесь написа­но, поэтому произноси каждую букву так, как она пишет­ся».Нужно обратить специальное внимание на то, что уп­ражнение нужно восприниматьтак, как будто оно выпол­нялось кем-то другим – «другой девочкой», «плохообученным щенком», так как дети, проверяя свой текст, отталкиваются от смысла(а он уже известен), и никакие призывы читать внимательно дела не улучшают:дети не видят пропущенных и неправильно написанных букв. Приписываниевыполненного задания другому отчужда­ет собственное творение и позволяеткритически к нему отнестись. Для детей, испытывающих трудности с кон­центрациейвнимания, необходим более детализирован­ный этап внешних действий.

Упражнения, основанные на принципе точноговоспроизведения какого-либо образца

Детям предлагается какой-либографический образец (последовательность нескольких букв, цифр, выполнен­ный поклеточкам геометрический узор и т.д.) и дается задание точно воспроизвести его (например,до конца тетрадной строки или на нескольких строчках).

Развитию концентрациивнимания служит также игра «Зеркало», в которой детям предлагается вследза веду­щим повторить его движения (как отдельные движения, так и ихпоследовательность).

Распределение цифр вопределенном порядке

В левой таблице расположены25 цифр от 1 до 40. Нуж­но переписать их в порядке возрастания в пустую таблицусправа, начиная ее заполнение с верхнего левого квадрата.

 

1132.GIF


 «Найди слова»

Вариант 1:  Надоске написаны слова, в каждом из которых нужно отыскать другое, спрятавшееся внем, слово.

Например: смех, волк, столб,коса, полк, зубр, удочка, мель, набор, укол, дорога, олень, пирожок, китель.

Вариант 2:  В бессмысленный набор букв вставляются слова (чаще –существительные, но могут быть глаголы, прила­гательные, наречия). Требуетсяотыскать их как можно быстрее и без ошибок.

Ребенку дают бланк с напечатаннымина нем 5-ю строчками случайно набранных букв, следующих друг за другом безпробелов. Среди этих букв ребенок должен отыскать 10 слов (3-х, 4-х, 5-тисложных) и подчеркнуть их. На выполнение всего задания отводится 5 мин. Пока­зателемуспешности может служить число правильно най­денных слов и скорость выполнениязадания.

Пример задания:

ЯФОУФСНКОТПХЬАБЦРИГЪМЩЮСАЭЕЫМЯЧ

ЛОЬИРЪГНЖРЛРАКГДЗПМЫЛОАКМНПРСТУР

ФРШУБАТВВГДИЖСЯИУМАМАЦПЧУЪЩМОЖ

БРПТЯЭЦБУРАНСГЛКЮГБЕИОПАЛКАФСПТУЧ

ОСМЕТЛАОУЖЫЪЕЛАВТОБУСИОХПСДЯЗВЖ

Вариант 3: В таблицу вписаны слова, а свободные клеткизаполняются любыми буквами. Нужно найти слова как можно скорее ( обычно словамогут быть написаны как по горизонтали, так и по вертикали или"змейкой").

Пример: В этой таблицеспрятаны 10 названий животных.

 275.GIF

«Перепуганные линии»

Прослеживание взглядом какой-либо линии от ее на­чаладо конца, особенно когда она переплетается с дру­гими линиями, способствуетразвитию сосредоточеннос­ти и концентрации внимания.

«Найди отличия»

Задания такого типа требуютумения выделять призна­ки предметов и явлений, их детали и владеть операциейсравнения. Систематическое и целенаправленное обуче­ние школьников сравнениюспособствует развитию навы­ка своевременной активизации внимания, его включенияв регуляцию деятельности.

Для сравнения детям могутбыть предложены какие-либо предметы, их изображения, картинки, различающи­есяопределенным числом деталей.

 

УВЕЛИЧЕНИЕОБЪЕМА ВНИМАНИЯ И КРАТКОВРЕМЕННОЙ ПАМЯТИ

Упражнения основаны назапоминании числа и поряд­ка расположения ряда предметов, предъявляемых на не­сколькосекунд. По мере овладения упражнением число предметов постепенно увеличивается.

Игра «Заметь все»

Раскладывают в ряд 7-10предметов (можно выставлять картинки с изображениями предметов на наборномполот­не), которые затем закрываются. Приоткрыв предметы на 10с, снова закрытьих и предложить детям перечислить все предметы (или картинки), которые онизапомнили.

Приоткрыв снова эти жепредметы, секунд на 8-10, спро­сить у детей, в какой последовательности онилежали.

Поменяв местами два любыхпредмета, снова показать все на 10 с. Предложить детям определить, какие предме­тыпереложены. Не глядя больше на предметы, сказать, какого цвета каждый из них.

Можно придумать и другиеварианты этой игры (уби­рать предметы и просить детей называть исчезнувший;располагать предметы не в ряд, а например, один на дру­гом с тем, чтобы детиперечислили их по порядку снизу вверх, а затем сверху вниз и т.п.).

Игра «Ищибезостановочно»

В течение 10-15с увидетьвокруг себя как можно боль­ше предметов одного и того же цвета (или одногоразмера, формы, материала и т.п.). По сигналу  один ребе­нок начинает перечисление, другиеего дополняют.

 

ТРЕНИРОВКАРАСПРЕДЕЛЕНИЯ ВНИМАНИЯ

Основной принцип упражнений:ребенку предлагают одновременное выполнение двух разнонаправленных за­даний. Поокончании упражнения (через 10-15 мин) оп­ределяется эффективность выполнениякаждого задания.

Каждой руке - своё дело

 Детей просят левойрукой медленно перелистывать в течение 1 мин книгу с иллюстрациями (запоминаяих), а правой чертить геометрические фигуры или решать не­сложные примеры.

Счет с помехой

Ребенок называет цифры от 1до 20, одновременно за­писывая их на листе бумаги или доске в обратном поряд­ке:произносит 1, пишет 20, произносит 2, пишет 19 и т.д. Подсчитывают времявыполнения задания и число ошибок.

Чтение с помехой

Дети читают текст,одновременно выстукивая каран­дашом какой-либо ритм. При чтении дети также ищутответы на вопросы.

Упражнение на тренировкураспределения внимания

Ребенку предлагают следующеезадание – вычеркнуть в тексте 1 или 2 буквы и в это же время ставят детскуюпластинку с какой-либо сказкой. Потом проверяют, сколь­ко букв ребенокпропустил при зачеркивании, и просят рассказать, что он услышал и понял изсказки. Первые неудачи при выполнении этого достаточно трудного за­дания могутвызвать у ребенка протест и отказ, но в то же время первые успехи окрыляют.Достоинством подобно­го задания является возможность его игрового и сорев­новательногооформления.



http://rudiplom.ru/lectures/psixokorrekcionnaya-i-razvivayushhaya-rabota-s-detmi/1379.html

Источник: Радуга класс