Упражнения для развития внимания
Предлагаемые задания можно использовать в качестве развивающих упражнений для занятий с детьми. В зависимости от того, справляется ребенок или нет с каким-либо типом заданий, надо подбирать ему упражнения подобного типа для развивающих занятий.
Задания должны быть яркими, красочными, а занятия по тренировке внимания желательно проводить в игровой форме и не дольше, чем 15 минут в день.
РАЗВИТИЕ КОНЦЕНТРАЦИИВНИМАНИЯ
Корректурные задания
Ребенку предлагают находить ивычеркивать определенные буквы в печатном тексте. Это основной тип упражнений,в которых ребенок имеет возможность почувствовать, что значит «бытьвнимательным» и развивать состояние внутреннего сосредоточения.
Выполнение корректурныхзаданий способствует развитию концентрации внимания и самоконтроля при выполнениишкольниками письменных работ.
Для их проведения потребуютсялюбые печатные тексты (старые ненужные книги, газеты и др.), карандаши иручки. Для детей 6-11 лет желательно использовать тексты с крупным шрифтом.
Корректурные упражнениядолжны проводиться ежедневно по 5 мин (минимум 5 раз в неделю) в течение 2-4месяцев. Занятие может быть индивидуальным или групповым.
Инструкция. В течение 5 минутнужно найти и зачеркнуть все встретившиеся буквы «А» (можно указать любуюбукву): и маленькие, и заглавные, и в названии текста, и в фамилии автора.
По мере овладения игрой правила усложняются: меняютсяотыскиваемые буквы, по-разному зачеркиваются и др.; одновременно отыскиваютсядве буквы, одна зачеркивается, вторая подчеркивается; на одной строке буквыобводятся кружочком, на второй отмечаются галочкой и т.п. Все вносимыеизменения отражаются в инструкции, даваемой в начале занятия.
По итогам работы подсчитывается число пропусков инеправильно зачеркнутых букв. Показатель нормальной концентрации внимания – 4 именьше пропусков. Больше 4-х пропусков – слабая концентрация.
Задание рекомендуется проводить в форме игры,придерживаясь следующих правил:
1. Игра проводится в доброжелательнойатмосфере. Детей можно дополнительно заинтересовать этими занятиями, предложивим тренироваться быть внимательными еще и для того, чтобы стать хорошими шоферами,летчиками, врачами (предварительно выяснив, кем они хотят быть).
2. Проигрыш не долженвызывать чувства неудовольствия, поэтому можно ввести веселые «штрафы»:столько раз промяукать, сколько сделал ошибок, прокукарекать, проскакать наодной ножке и т.п.
3. Норма разрешаемыхпропусков на каждом занятии должна меняться и приблизительно равняться томуреальному количеству пропусков, которые делает ребенок.
4. Время проведения занятияни в коем случае не должно превышать 5 минут.
5. Объем просмотренноготекста не имеет значения и может быть разным у разных детей: от 3-4 предложенийдо нескольких абзацев или страниц.
Практика работы с этимзаданием показывает, что после первых 3-4 недель занятий наблюдается сокращениеошибок в письменных заданиях в 2-3 раза. Для закрепления навыков самоконтролянеобходимо продолжать занятия в течение 2-4 месяцев. Если после 4 месяцев занятийулучшений не наступает, их нужно прекратить и обратиться за помощью клогопеду.
При работе с детьми 6-8 леточень важно соблюдать еще одно условие: каждое занятие начинать с новогодоговора о возможном количестве ошибок. Необходимо исходить из реальнодопущенного количества ошибок, с тем, чтобы у ребенка не возникало чувствабезнадежности, невозможности достичь нужного результата.
Для того чтобы развивающийэффект игры был более заметен при выполнении ребенком письменных учебныхзаданий, необходимо одновременно с введением игры изменить установку ребенкана чтение учебника по русскому языку. Это может быть достигнуто сравнительнымпояснением того, как слова читаются и как они пишутся. Следует объяснить детям,что в учебнике русского языка все слова, написанные в упражнении, надо читатьвслух так, как они написаны, называя непроизносимые буквы, знаки препинания ит.д.
При проверке выполненногоребенком письменного задания нужно подчеркнуть, что читать написанное нужновслух и так, как будто это написал «другой мальчик или девочка, и ты не знаешь,о чем здесь написано, поэтому произноси каждую букву так, как она пишется».Нужно обратить специальное внимание на то, что упражнение нужно восприниматьтак, как будто оно выполнялось кем-то другим – «другой девочкой», «плохообученным щенком», так как дети, проверяя свой текст, отталкиваются от смысла(а он уже известен), и никакие призывы читать внимательно дела не улучшают:дети не видят пропущенных и неправильно написанных букв. Приписываниевыполненного задания другому отчуждает собственное творение и позволяеткритически к нему отнестись. Для детей, испытывающих трудности с концентрациейвнимания, необходим более детализированный этап внешних действий.
Упражнения, основанные на принципе точноговоспроизведения какого-либо образца
Детям предлагается какой-либографический образец (последовательность нескольких букв, цифр, выполненный поклеточкам геометрический узор и т.д.) и дается задание точно воспроизвести его (например,до конца тетрадной строки или на нескольких строчках).
Развитию концентрациивнимания служит также игра «Зеркало», в которой детям предлагается вследза ведущим повторить его движения (как отдельные движения, так и ихпоследовательность).
Распределение цифр вопределенном порядке
В левой таблице расположены25 цифр от 1 до 40. Нужно переписать их в порядке возрастания в пустую таблицусправа, начиная ее заполнение с верхнего левого квадрата.
«Найди слова»
Вариант 1: Надоске написаны слова, в каждом из которых нужно отыскать другое, спрятавшееся внем, слово.
Например: смех, волк, столб,коса, полк, зубр, удочка, мель, набор, укол, дорога, олень, пирожок, китель.
Вариант 2: В бессмысленный набор букв вставляются слова (чаще –существительные, но могут быть глаголы, прилагательные, наречия). Требуетсяотыскать их как можно быстрее и без ошибок.
Ребенку дают бланк с напечатаннымина нем 5-ю строчками случайно набранных букв, следующих друг за другом безпробелов. Среди этих букв ребенок должен отыскать 10 слов (3-х, 4-х, 5-тисложных) и подчеркнуть их. На выполнение всего задания отводится 5 мин. Показателемуспешности может служить число правильно найденных слов и скорость выполнениязадания.
Пример задания:
ЯФОУФСНКОТПХЬАБЦРИГЪМЩЮСАЭЕЫМЯЧ
ЛОЬИРЪГНЖРЛРАКГДЗПМЫЛОАКМНПРСТУР
ФРШУБАТВВГДИЖСЯИУМАМАЦПЧУЪЩМОЖ
БРПТЯЭЦБУРАНСГЛКЮГБЕИОПАЛКАФСПТУЧ
ОСМЕТЛАОУЖЫЪЕЛАВТОБУСИОХПСДЯЗВЖ
Вариант 3: В таблицу вписаны слова, а свободные клеткизаполняются любыми буквами. Нужно найти слова как можно скорее ( обычно словамогут быть написаны как по горизонтали, так и по вертикали или"змейкой").
Пример: В этой таблицеспрятаны 10 названий животных.
«Перепуганные линии»
Прослеживание взглядом какой-либо линии от ее началадо конца, особенно когда она переплетается с другими линиями, способствуетразвитию сосредоточенности и концентрации внимания.
«Найди отличия»
Задания такого типа требуютумения выделять признаки предметов и явлений, их детали и владеть операциейсравнения. Систематическое и целенаправленное обучение школьников сравнениюспособствует развитию навыка своевременной активизации внимания, его включенияв регуляцию деятельности.
Для сравнения детям могутбыть предложены какие-либо предметы, их изображения, картинки, различающиесяопределенным числом деталей.
УВЕЛИЧЕНИЕОБЪЕМА ВНИМАНИЯ И КРАТКОВРЕМЕННОЙ ПАМЯТИ
Упражнения основаны назапоминании числа и порядка расположения ряда предметов, предъявляемых на несколькосекунд. По мере овладения упражнением число предметов постепенно увеличивается.
Игра «Заметь все»
Раскладывают в ряд 7-10предметов (можно выставлять картинки с изображениями предметов на наборномполотне), которые затем закрываются. Приоткрыв предметы на 10с, снова закрытьих и предложить детям перечислить все предметы (или картинки), которые онизапомнили.
Приоткрыв снова эти жепредметы, секунд на 8-10, спросить у детей, в какой последовательности онилежали.
Поменяв местами два любыхпредмета, снова показать все на 10 с. Предложить детям определить, какие предметыпереложены. Не глядя больше на предметы, сказать, какого цвета каждый из них.
Можно придумать и другиеварианты этой игры (убирать предметы и просить детей называть исчезнувший;располагать предметы не в ряд, а например, один на другом с тем, чтобы детиперечислили их по порядку снизу вверх, а затем сверху вниз и т.п.).
Игра «Ищибезостановочно»
В течение 10-15с увидетьвокруг себя как можно больше предметов одного и того же цвета (или одногоразмера, формы, материала и т.п.). По сигналу один ребенок начинает перечисление, другиеего дополняют.
ТРЕНИРОВКАРАСПРЕДЕЛЕНИЯ ВНИМАНИЯ
Основной принцип упражнений:ребенку предлагают одновременное выполнение двух разнонаправленных заданий. Поокончании упражнения (через 10-15 мин) определяется эффективность выполнениякаждого задания.
Каждой руке - своё дело
Детей просят левойрукой медленно перелистывать в течение 1 мин книгу с иллюстрациями (запоминаяих), а правой чертить геометрические фигуры или решать несложные примеры.
Счет с помехой
Ребенок называет цифры от 1до 20, одновременно записывая их на листе бумаги или доске в обратном порядке:произносит 1, пишет 20, произносит 2, пишет 19 и т.д. Подсчитывают времявыполнения задания и число ошибок.
Чтение с помехой
Дети читают текст,одновременно выстукивая карандашом какой-либо ритм. При чтении дети также ищутответы на вопросы.
Упражнение на тренировкураспределения внимания
Ребенку предлагают следующеезадание – вычеркнуть в тексте 1 или 2 буквы и в это же время ставят детскуюпластинку с какой-либо сказкой. Потом проверяют, сколько букв ребенокпропустил при зачеркивании, и просят рассказать, что он услышал и понял изсказки. Первые неудачи при выполнении этого достаточно трудного задания могутвызвать у ребенка протест и отказ, но в то же время первые успехи окрыляют.Достоинством подобного задания является возможность его игрового и соревновательногооформления.
http://rudiplom.ru/lectures/psixokorrekcionnaya-i-razvivayushhaya-rabota-s-detmi/1379.html